Из-за пандемии коронавируса власти вводят ограничения. Многим компаниям пришлось приостановить свою деятельность. В некоторых регионах гражданам запрещено покидать место своего проживания без уважительных причин. В интернете ведутся дискуссии о том, что введенные меры незаконны, поэтому требования можно не исполнять, а штрафы можно будет потом оспорить в суде.
Разберемся, вправе ли региональные власти вводить ограничительные меры и какие санкции предусмотрены за их нарушения.
Режим повышенной готовности
Часть ограничений (запрет на проведение массовых мероприятий, закрытие салонов красоты и фитнес-клубов и пр.) связана с введением в регионах режима повышенной готовности. Этот режим могут вводить в том числе региональные власти при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
На заметку
Всего может быть три режима. Кроме режима повышенной готовности есть режим повседневной деятельности и непосредственно режим чрезвычайной ситуации.
Режим повышенной готовности позволяет властям:
- ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, где введен такой режим;
- приостанавливать деятельность организации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности ее работников и иных граждан, находящихся на ее территории;
- осуществлять иные меры, обусловленные развитием ЧС, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия.
Иными словами, возможность вводить в разных регионах разного рода ограничения прямо предусмотрена законом. Но ограничения, вводимые в рамках режима повышенной готовности, не могут затрагивать права и свободы граждан.
Карантин
Другое дело, если речь идет о карантине — ограничительных мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Карантин предусматривает особый режим хозяйственной и иной деятельности и допускает ограничение передвижения населения, транспортных средств, а также грузов, товаров и животных.
Карантин могут вводить региональные власти, но не по своему усмотрению, а на основании предписаний главных санитарных врачей и их заместителей (Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор»). Кроме того, санитарные врачи могут выносить постановления о нахождении в режиме изоляции на дому в отношении отдельных категорий граждан.
Ответственность за нарушения ограничений
До недавнего времени норм, прямо устанавливающих ответственность за нарушения ограничений в рамках режима повышенной готовности, в законодательстве не было. Нарушителей могли привлечь к административной ответственности по ст. 19.4 и 19.5 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению должностного лица или невыполнения предписания в срок. Также была уголовная ответственность по ст. 236 УК РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей.
Специальные составы в КоАП РФ появились 1 апреля 2020 г. (введены Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ).
В частности, изменения внесены в ст. 6.3 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов, а также за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В ней появились еще две части.
Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за те же нарушения, что и ч. 1, но совершенные в период действия режима ЧС, карантина или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания. Нарушением, согласно этой норме, будет также невыполнение в установленный срок выданного в эти периоды предписания или требования Роспотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Наказания для этого состава:
- для граждан — штраф от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
- для должностных лиц — штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
- для ИП — штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц — штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если же в результате нарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, будет причинен вред здоровью или человек умрет, ответственность будет еще строже (ч. 3. ст. 6.3 КоАП РФ).
Именно эта статья определяет административную ответственность за нарушения карантина.
Кроме того, в КоАП РФ появилась новая ст. 20.6.1, устанавливающая ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности или при чрезвычайной ситуации. За это нарушение теперь предусмотрены следующие санкции:
- для граждан — предупреждение или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. руб.;
- для должностных лиц – штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для ИП – штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц – штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Часть 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает более серьезные санкции за это же нарушение, если в результате был причинен вред здоровью человека или имуществу.
Нарушения ограничений, введенных в рамках режима повышенной готовности, должны квалифицироваться по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Разница между ст. 6.3 и ст. 20.6.1 КоАП РФ для организаций заключается в следующем: если организация нарушила санитарно-эпидемиологические нормы (СанПиНы, акты Роспотребнадзора), то ее могут оштрафовать по ст. 6.3 КоАП РФ. Если же она нарушила акт регионального органа власти о введении режима повышенной готовности, то ее привлекут к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
На заметку
Нужно учитывать, что в КоАП конкретного региона могут быть специальные составы за нарушение регионального акта о введении режима повышенной готовности. Например, если региональным КоАП введена ответственность за нарушение требований о приостановлении деятельности организаций, то организацию-нарушителя оштрафуют по региональному КоАП. За нарушения, не предусмотренным региональным КоАП, организации будут штрафовать по КоАП РФ. Например, Указом мэра Москвы от 02.04.2020 № 36-УМ приостановлена работа всех кафе в Москве. Если организация не закроет кафе, ее оштрафуют по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы (для организаций – от 200 тыс. до 300 тыс. руб.).
Как новые нормы работают на практике
Несмотря на то что и сами ограничения, и штрафы за их нарушение появились относительно недавно, практика привлечения к ответственности уже достаточно распространена. Более того, некоторые дела уже успели рассмотреть суды.
Например, судья Центрального районного суда г. Сочи 13.04.2020 вынесла постановление по делу № 5-516/2020, в котором признала гражданина, гулявшего днем по городу после введения на территории Краснодарского края карантина, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Встречаются также случаи, когда к ответственности гражданина привлекли за нарушение режима повышенной готовности.
Так, в деле № 5-262/2020 судья Серпуховского городского суда Московской области 09.04.2020 вынесла постановление о назначении штрафа по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ гражданину, который нарушил требования режима повышенной готовности, введенного в Московской области, — находился в общественном месте без уважительных причин.
Оспорить штраф за нарушение карантина вряд ли удастся, а вот успешно обжаловать судебный акт по второму спору вполне возможно. Напомним, что режим повышенной готовности не предполагает ограничение прав и свобод граждан, к которым относится свобода передвижения. Для таких ограничений в регионе необходимо вводить карантин. Без карантина подобные ограничения прав граждан нельзя назвать законными. Но согласится ли вышестоящий суд с подобной логикой или поддержит решение первой инстанции, сейчас предсказать невозможно.
UPD. Президиум ВС РФ 21.04.2020 выпустил обзор судебной практики, связанной с распространением коронавируса. В нем, среди прочего, он разъяснил, как применять штрафы за нарушения ограничительных мер.