С 1 марта 2023 года снова появились нормы, предусматривающие согласование архитектурно-градостроительного облика строящихся и реконструируемых объектов недвижимости. Единый порядок согласования, утвержденный Правительством, начнет действовать с 1 сентября 2023 года. Какая предусмотрена процедура согласования? На кого распространяются новые требования? Почему в некоторых случаях новые нормы могут облегчить жизнь застройщиков?
Рассказывает:
Мария Славич,
старший юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»
В 2021 году законодатель исключил процедуру согласования архитектурно-градостроительного облика (далее – АГО) из числа исчерпывающих процедур в строительстве. Сохранена она была только в отношении городов федерального значения.
Чуть позже законодатель снова изменил подход к решению данного вопроса, и с 1 марта 2023 вступила в силу ст. 40.1 ГрК, регулирующая случаи и общий порядок согласования АГО объекта капитального строительства (далее – ОКС).
В соответствии с положениями ст. 30 и ст. 40.1 ГрК на картах градостроительного зонирования в правилах землепользования и застройки должны отображаться территории, в границах которых предусматриваются требования к АГО. Границы таких территорий могут не совпадать с границами территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.
Обратите внимание: переходными положениями Федерального закона от 29.12.2022 № 612-ФЗ, который дополнил ГрК ст. 40.1, до сентября 2023 года допускается внести изменения в правила землепользования и застройки — отобразить на картах градостроительного зонирования территории, в границах которых предусматриваются требования к АГО, и указать в градостроительных регламентах требования к АГО — без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Соответственно, у бизнеса и общественности нет возможности повлиять на то, какие это будут требования и на какие территории они будут распространяться.
На заметку
Согласно п. 2.1 ст. 38 ГрК предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции ОКС в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям ОКС. При этом такие требования фактически аналогичны возможным требованиям к АГО.
Таким образом, при включении территории исторического поселения в территорию, в границах которой предусматриваются требования к АГО, будет иметь место конкуренция требований к внешнему облику и к АГО. При этом нельзя исключать ситуации, при которой архитектурные решения, получившие согласование АГО, не пройдут проверку на соответствие установленным градостроительным регламентом требованиям к внешнему облику, так как решение могут принимать (в силу распределения полномочий) разные органы власти.
Недавно Правительство приняло Постановление от 29.05.2023 № 857. В нем содержится перечень дополнительных характеристик ОКС, требования к которым могут быть установлены в градостроительном регламенте, определен порядок согласования АГО, а также расширен перечень ОКС, в отношении которых согласование АГО не требуется.
Этот документ начнет действовать с 1 сентября 2023 года.
На заметку
До 1 сентября 2023 года согласование АГО осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ, если такой порядок был предусмотрен на уровне соответствующего региона (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2022 № 612-ФЗ, п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 01.07.2021 № 275-ФЗ).
В отношении каких ОКС согласование АГО не требуется?
Согласование АГО в любом случае не требуется в отношении объектов:
- расположенных на земельных участках, действие градостроительного регламента на которые не распространяется, а также находящихся в пользовании учреждений, исполняющих наказание;
- для строительства или реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство;
- обороны и безопасности, объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства;
- гидротехнических сооружений;
- объектов и инженерные сооружения для производства и поставок энергоресурсов;
- подземных сооружений;
- предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов;
- предназначенных/используемых для обращения с различными (предусмотренными в Постановлении) видами отходов;
- объектов использования атомной энергии;
- опасных производственных объектов.
Органы государственной власти субъектов вправе расширить перечень ОКС, в отношении которых согласование АГО не требуется.
Какие могут быть требования к АГО?
Градостроительным регламентом могут быть предусмотрены требования:
- к объемно-пространственным характеристикам (перечисление архитектурных решений, определяющих их размер, форму, функциональное назначение и местоположение ОКС в границах земельного участка);
- к архитектурно-стилистическим характеристикам (перечисление характеристик элементов фасадов, а также элементов иных наружных частей ОКС и их характеристик);
- к цветовым решениям (перечисление цветов и оттенков для отделки фасадов ОКС с указанием палитры);
- к отделочным и строительным материалам (перечисление материалов для отделки фасадов и приемов улучшения декоративных качеств фасадов ОКС);
- к размещению технического и инженерного оборудования на фасадах и кровлях (перечисление технических устройств, в том числе вентиляции и кондиционирования воздуха, газоснабжения, освещения, связи, видеонаблюдения, и приемов улучшения декоративных качеств фасадов ОКС при размещении такого оборудования);
- к подсветке фасадов (перечисление архитектурных приемов внешнего освещения их фасадов и цветов, а также оттенков такого освещения с указанием палитры).
Какой порядок согласования АГО?
Право на обращение за согласованием АГО принадлежит правообладателю земельного участка при строительстве ОКС или правообладателю ОКС в случае его реконструкции.
Для согласования АГО правообладатель обращается в уполномоченный орган с заявлением (с информацией о заявителе и наименовании ОКС), к которому прикладываются пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, объемно-планировочные и архитектурные решения.
Перечень разделов проектной документации, которые нужно предоставить для согласования АГО, является исчерпывающим (требовать иные разделы не допускается) и может быть только сокращен уполномоченным органом.
Если поданы не все документы, их вернут в течение 2 рабочих дней со дня подачи, а при рассмотрении по существу решение — о согласовании АГО или отказе в согласовании — должны принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и направить заявителю.
Основанием для отказа в согласовании АГО является несоответствие архитектурных решений ОКС указанным в градостроительном регламенте требованиям к АГО.
При получении решения об отказе в согласовании АГО заявитель вправе после устранения выявленных замечаний обратиться за согласованием повторно либо обжаловать такой отказ.
Внесение изменений в АГО требует согласования в том же порядке, что и согласование АГО.
Согласование АГО (в случаях, когда соответствующие территории и требования определены) требуется только применительно к строящимся и реконструируемым ОКС. Поэтому требования о приведении уже существующих ОКС в соответствие с вновь установленными в градостроительных регламентах требованиям к АГО незаконны.
На заметку
Для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) сохранена возможность самостоятельно определить порядок согласования АГО высшими исполнительными органами этих субъектов (п. 19 ст. 63 ГрК). То есть Постановление от 29.05.2023 № 857 не применяется в городах федерального значения.
С одной стороны, ст. 40.1 ГрК и Постановление Правительства от 29.05.2023 № 857 устанавливают общие прозрачные «правила игры». С другой стороны, в принципе возращение данной процедуры в число обязательных (при соблюдении установленных законом условий) безусловно является дополнительным бременем для застройщика.
Вместе с тем на практике на местах, даже несмотря на состоявшееся до этого исключение процедуры согласования АГО из числа исчерпывающих процедур в строительстве, соответствующие требования (и соответственно необходимость их согласования) зачастую продолжали действовать. Причем варианты нормативного регулирования данного вопроса (как специальными муниципальными правовыми актами, так и в рамках правил благоустройства соответствующего муниципального образования), а также перечень и содержание таких требований не отличались единообразием, что часто негативно сказывалось на сроках реализации проектов.
Поэтому дополнение ГрК нормами о возможности устанавливать применительно к отдельным территориям требований к АГО размещаемых на них объектов – это, скорее, положительные изменения. Вместе с тем даже с учетом попытки максимально формализовать процедуру принятия решения по вопросу согласования АГО не исключены субъективный подход конкретных должностных лиц и необоснованные отказы в согласовании.
Читайте также
Генеральный план территории: о чем нужно знать собственникам и владельцам земли и недвижимости?
Генеральный план занимает ведущее место в системе градостроительной документации. В силу своей абстрактности и характера вопросов, которые он регулирует, часто...
ВС РФ: оспорить красные линии можно не обращаясь за разрешением на строительство
Собственники здания, расположенного на арендованной у государства земле, случайно узнали, что по их зданию проходят красные линии. Они попытались оспорить...
Отвечает ли городская администрация за изменения в генплане, из-за которых застройщик не может ничего построить на арендованной земле?
Администрация города сдала участок в аренду застройщику под многоэтажное строительство. Участок не был безупречным с юридической точки зрения – чтобы...
В ЕГРН нет сведений о земельном участке под зданием. Что делать покупателю такого здания?
Здание отвечает всем требованиям покупателя, фактически находится в нужном месте, но по документам непонятно, на каком именно земельном участке оно...
Охранные зоны и границы минимальных расстояний до трубопроводов: ВС РФ ответил на самые сложные вопросы
Когда могут снести объект, расположенный рядом с трубопроводом? Какой порядок выплаты возмещения при сносе? Как определить границы охранной зоны и...
Зоны с особыми условиями использования территории: действующее регулирование и проблемы переходного периода
Мы уже писали, какие проблемы могут возникнуть у правообладателей земли и объектов недвижимости из-за ЗОУИТ и какие сложности есть с...