Покупатель в переписке по WhatsApp указал, какие должны быть цвета на приобретаемом торговом киоске. Продавец в ответ написал сообщение в виде эмодзи «👍». Хотя в договоре было указано, что цвета нужно согласовать в допсоглашении. Первая инстанция и апелляция встали на сторону покупателя и подтвердили, что эмодзи означает согласование условий договора.
ИП приобрел у другого предпринимателя мобильный торговый киоск в виде ретро-фургона. В договоре было указано, что цвета киоска утверждаются в допсоглашении до 30.04.2022. А отгрузка в адрес покупателя должна быть до 30.06.2022.
Еще в договоре было указано, что стороны признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по электронной почте или по WhatsApp, наравне с исполненными в простой письменной форме.
Покупатель в переписке с представителем продавца о согласовании цветов киоска указал: «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне». После этой фразы представитель продавца отправил сообщение в виде эмодзи — «👍».
Покупатель перечислил предоплату за киоск. Поскольку продавец не передал киоск в срок, покупатель направил претензию, в которой потребовал вернуть предоплату.
Продавец отказался возвращать деньги. Он указал, что для согласования цвета и последующей отгрузки киоска стороны должны были заключить допсоглашение (как это предусмотрено в договоре). А поскольку стороны так и не согласовали цвета, продавец не может завершить изготовление киоска в срок. Он предложил подписать допсоглашение и установить новые сроки изготовления.
Покупатель подал иск к продавцу о взыскании:
- 480 000 рублей неосновательного обогащения (предоплаты),
- 3000 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.07.2022 по 27.07.2022,
- процентов за пользование чужими денежными средствами с 28.07.2022 по день фактической оплаты задолженности.
Позиция суда первой инстанции
Первая инстанция удовлетворила иск. Предъявляя требование о возврате предоплаты, покупатель выразил свою волю на отказ от исполнения договора, что влечет его расторжение. С момента совершения этих действий обязательство по передаче товара (неденежное обязательство) трансформируется в денежное обязательство по возврату предоплаты.
Суд не принял доводы продавца о том, что нарушение срока поставки торгового киоска было вызвано тем, что стороны не согласовали цвета. Он посчитал, что цвета были согласованы в переписке по WhatsApp. Кроме того, полномочия представителя продавца, который вел переписку, были подтверждены доверенностью.
Продавец является профессиональным участником рынка, что подтверждается данными о кодах ОКВЭД, содержащимися в ЕГРИП. Он осознавал необходимость проявить заботливость и осмотрительность при исполнении своих обязательств по договору, в частности, по согласованию сроков и предмета договора. Суд не может принять во внимание доводы о необходимости дополнительно согласовать характеристики торгового киоска, если продавец не обращался к покупателю с таким требованием в период действия договора.
Доводы продавца в апелляции
Продавец подал апелляционную жалобу. Он указал, что условия об утверждении цвета киоска относятся к предмету договора, являются существенными, в договоре существует прямое указание о необходимости заключить допсоглашение. Продавец физически не мог исполнить договор и передать киоск без согласования цветов.
Также продавец отметил, что суд принял в качестве доказательства эмодзи (смайл) как согласование условий договора. Даже в случае принятия судом электронного волеизъявления, оно должно быть выражено явно. Но эмодзи допускают слишком большой спектр интерпретаций. Кроме этого, из переписки нельзя однозначно и конкретно установить, например, в какой части кузова и какого размера должна быть желтая полоска и на каком белом фоне (белый цвет имеет множество оттенков в цветовой таблице RAL).
Позиция апелляции
Апелляция оставила в силе решение суда первой инстанции. В кассации дело не рассматривалось.
О необходимости заключить письменное допсоглашение. Суд отметил, что допсоглашение нужно было заключить до 30.04.2022. Продавец не предлагал заключить его в виде отдельного документа до 13.07.2022. Он отправил уведомление о заключении допсоглашения уже после истечения срока на поставку товара и после того, как получил претензию покупателя.
Об эмодзи. Данный знак в обычно принятом и распространенном понимании при общении посредством электронной переписки означает «хорошо». Продавец, указывая на возможность различных интерпретаций данного изображения, не предложил иного разумного понимаемого значения данного изображения. И не уточнил в последующей переписке значение данного ответа. Из этого следует, что продавец воспринял его как согласие, не требующее дополнительного объяснения.
Также из переписки не следует, что продавцу требовалась какая-то иная информация для исполнения обязательств по договору. Доводы об этом он заявил только при рассмотрении дела в суде.
Постановление 15ААС от 29.06.2023 по делу № А32-36944/2022