В государственном контракте были предусмотрены штраф за неисполнение обязательств и пени за просрочку поставки. Поставщик не исполнил обязательства по поставке. Госзаказчик потребовал в суде и штраф, и пени. Суды трех инстанций отказали во взыскании штрафа, то есть исключили двойную ответственность со стороны поставщика. Но Верховный суд согласился с позицией госзаказчика.
Поставщик заключил с УФСИН госконтракт на поставку модульного разборного здания из металла для хранения овощей. Срок поставки – до 15.12.2020. Цена контракта – 17,8 млн рублей.
В контракте был предусмотрены следующие санкции:
- пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России – при просрочке исполнения обязательств;
- штраф в размере 5% от цены контракта – за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки исполнения.
Поставщик не выполнил обязательства по поставке (полностью). Госзаказчик принял решение об одностороннем отказе от контракта в связи с неоднократным нарушением срока поставки. Затем он подал иск о взыскании с поставщика пени в размере 116 тыс. рублей и штрафа на 892 тыс. рублей.
Позиции судов
Суды трех инстанций удовлетворили иск только в части требования о взыскании с поставщика пени, а в части штрафа — отказали. Они решили, что Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность взимания с поставщика штрафа в случае нарушения сроков исполнения обязательств по госконтракту.
При этом суды сослались на Определение об отказе в передаче дела в ВС от 27.04.2023 № 305-ЭС23-5040 по делу № А41-27129/2022 (в этом деле ответчик исполнил обязательства, хотя и с просрочкой).
Позиция ВС
СКЭС ВС отменила судебные акты нижестоящих инстанций в части отказа во взыскании штрафа и направила дело в этой части на новое рассмотрение.
Выводы:
- условие о штрафе за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения соответствует ч. 8. ст. 34 Закона № 44-ФЗ. В ней указано, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, за исключением просрочки исполнения. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы;
- поставщик не только допустил просрочку, но и в целом не исполнил обязательства по поставке. Фактическое неисполнение обязательств свидетельствует как о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока), так и о нарушении условий контракта в целом (поставка не состоялась). Следовательно, можно взыскать с ответчика как пени (за просрочку исполнения обязательств), так и штраф (за неисполнение обязательств);
- это соответствует позиции из п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом ВС 28.06.2017.
Определение ВС от 15.08.2024 № 305-ЭС24-5019 по делу № А40-299776/2022
Читайте также
Госконтракт расторгнут по вине подрядчика. Можно ли взыскать с него убытки, если заказчик заключил новый договор?
Заказчик расторг госконтракт, поскольку подрядчик нарушил график выполнения работ. Подрядчика внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик повторно объявил закупку, при...
ВС РФ рассказал, какое условие госконтракта позволит заказчику взыскать деньги с подрядчика, даже если он ранее принял работы
Заказчик принял работы по госконтракту без замечаний. Через год проверяющие органы обнаружили ряд очевидных недоработок. На этом основании заказчик попытался...
КС РФ приравнял административную ответственность за неисполнение госконтракта и за его исполнение с просрочкой
Гражданское законодательство различает неисполнение обязательств и просрочку исполнения. В административном законодательстве такое разграничение используется не всегда. Например, неисполнение госконтракта, которое...