С 1 июля 2021 года большинство компаний и ИП смогут бесплатно получить квалифицированную электронную подпись. Ее начнут выдавать налоговые органы. Купить придется только ключевой носитель. Правда, в компаниях такую подпись смогут получить только лица, действующие без доверенности. Представители по доверенности и граждане смогут получить КЭП только в коммерческом удостоверяющем центре.
Рассказывает:
Александр Бокадоров,
магистр права, юрисконсульт управления по юридическому сопровождению проектов Юридического департамента ИТАР-ТАСС
С 1 января 2022 года меняется система работы удостоверяющих центров, которые выдают квалифицированные электронные подписи (Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ). В частности, выполнять функции удостоверяющих центров будут не только аккредитованные коммерческие организации, а еще ФНС России и ЦБ РФ.
КРАТКИЙ ОБЗОР ПОПРАВОК
С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила аккредитации удостоверяющих центров, основные изменения:
- увеличился минимальный размер уставного капитала для аккредитованных коммерческих удостоверяющих центров (до 1 млрд рублей). Если удостоверяющий центр имеет филиалы в ¾ субъектов РФ, то минимальный размер УК составит 500 млн рублей;
- коммерческие удостоверяющие центры будут получать аккредитацию на 3 года вместо 5 лет;
- увеличилась сумма обеспечения ответственности за убытки;
- теперь удостоверяющие центры должны получать лицензию на осуществление деятельности по выдаче ЭП.
С 1 января 2022 года:
- прекратится срок действия электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами, аккредитованных по старым правилам;
- появятся специализированные удостоверяющие центры в ФНС России, ЦБ РФ и Федеральном казначействе.
В связи с этими изменениями:
- до 1 июля 2021 года коммерческие удостоверяющие центры должны переаккредитоваться в соответствии с новыми требованиями;
- с 1 июля 2021 года получить квалифицированную электронную подпись можно будет бесплатно в Удостоверяющем центре ФНС России.
Получить КЭП в налоговой смогут ИП, юридические лица (лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации) и нотариусы.
Эту электронную подпись можно будет использовать для сдачи отчетности, а также в рамках хозяйственной деятельности – заключать договоры, подписывать кадровые документы, взаимодействовать с дистанционными работниками и др.
Срок действия такой КЭП составит 15 месяцев.
Кто сможет получить КЭП в налоговой?
ИП, физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности, а также нотариус. Для этого им нужно до обращения в налоговую приобрести ключевой носитель ЭП.
На заметку
Налоговая принимает ключевые носители формата USB Тип-А, сертифицированные ФСТЭК или ФСБ России. Это могут быть, в частности,
-
-
- Рутокен ЭЦП 2.0,
- Рутокен S,
- Рутокен Lite,
- JaCarta ГОСТ,
- JaCarta-2 ГОСТ,
- JaCarta LT,
- ESMART Token,
- ESMART Token ГОСТ.
-
Приобрести сертифицированный ключевой носитель можно в том числе у организаций — операторов электронного документооборота.
Кто не сможет получить КЭП в налоговой?
- Кредитные организации, операторы платежных систем, некредитные финансовые организации и ИП, которые ведут деятельность, предусмотренную ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Такие субъекты смогут получить КЭП в Удостоверяющем центре ЦБ РФ;
- Коммерческие организации, которые получают бюджетные средства, подлежащие казначейскому сопровождению, а также госкорпорации, госкомпании, госучреждения и муниципальные учреждения (Постановление Правительства РФ от 10.07.2020 № 1018). Эти субъекты смогут получить КЭП в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
- Граждане и лица, действующие от имени юрлица по доверенности. Эти субъекты могут получить КЭП только в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.
Подать заявление в налоговую о выпуске КЭП можно будет одним из следующих вариантов:
- предварительно записаться на личный прием в территориальный орган ФНС России на сайте налоговой. На прием нужно взять с собой письменное заявление, паспорт, СНИЛС и сертифицированный ключевой носитель;
- Через Личный кабинет налогоплательщика — физического лица (данная функция будет доступна с 1 июля 2021 года). Если у вас есть действующая квалифицированная ЭП, то процедуру идентификации можно пройти без личного присутствия в налоговой через Личный кабинет налогоплательщика — физического лица.
Статьи по теме
Простая или квалифицированная электронная подпись: в чем разница и в каких случаях их можно использовать?
Какой должна быть система регистрации прав на недвижимость? Колонка Романа Бевзенко
В России приобретатель недвижимости – заведомо менее защищенная сторона в сделке. Так происходит из-за специфики российской системы регистрации прав. В...
КС: суд может присудить в пользу работника судебную неустойку по трудовому спору
Работодатель не исполнил решение суда об оформлении с работником трудового договора. Работник потребовал взыскать с работодателя судебную неустойку (астрент). Суды...