Больше всего споров на практике вызывают две валютные операции — внешнеэкономические контракты и валютные займы. В последнее время обязанности резидентов в сфере валютного регулирования существенно изменились. Что теперь нужно делать с внешнеторговыми контрактами? На кого распространяется обязанность по репатриации валютной выручки? Как соблюсти все требования закона?
Рассказывает:
Сергей Калинин,
партнер, руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
*Статья подготовлена по материалам вебинара «Валютное законодательство и валютный контроль 2021: практика применения, основные новеллы и перспективы», организованного ICC Russia
Как устроена система валютного контроля?
Контроль за валютными операциями осуществляют:
- ФНС России,
- ФТС России,
- российские банки.
С точки зрения валютного контроля, банки выполняют две функции:
-
- собирают информацию о валютных операциях и предоставляют эти данные по запросу ФНС и ФТС, а также
- сообщают о ставших им известными нарушениях валютного законодательства.
Вопросы о том, было ли правонарушение, была ли вина резидента, решают ФНС и ФТС. Они же привлекают резидентов к ответственности, если есть основания.
Полномочия ФНС и ФТС в сфере валютного контроля:
-
- запрашивают необходимые документы,
- обмениваются информацией друг с другом,
- проверяют соблюдение валютного законодательства,
- выдают предписания,
- привлекают к ответственности за нарушение валютного законодательства.
Банк как агент валютного контроля обязан поставить на учет каждую внешнеэкономическую сделку. До 2018 года было требование оформлять паспорта сделок по валютным операциям. В 2018 году паспорта сделок отменили, однако уведомлять банки о валютных операциях по-прежнему нужно.
Банк фиксирует данные о каждом внешнеэкономическом контракте – ему присваивают номер, все расчеты по контракту идут через этот банк. Резиденты обязаны уведомлять уполномоченный банк о любых изменениях, которые вносятся в контракт. После того, как все расчеты завершены и контракт исполнен, его снимают с учета в банке.
Какие контракты нужно ставить на учет?
Внешнеторговый контракт нужно поставить на учет в банке, когда:
-
- одна из сторон контракта – нерезидент,
- расчеты по контракту осуществляются через счета резидента, открытые в российских/иностранных банках,
- сумма экспортного контракта больше 6 млн рублей, импортного – больше 3 млн рублей (сумма определяется по курсу ЦБ на дату заключения контракта),
- предмет контракта: вывоз/ввоз товаров (кроме документарных ценных бумаг), выполнение работ, оказание услуг, передача имущества, лизинговые операции. То есть практически любые операции с нерезидентами за редкими исключениями.
Что изменилось в требованиях о репатриации?
Абсолютное большинство валютных споров на практике крутится вокруг репатриации. Это обязанность резидента обеспечить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте или договоре займа:
- получение оплаты от нерезидента на счета в уполномоченном банке за поставленные товары (работы, услуги), переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права них, или
- возврат денежных средств за непоставленные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги), или
- возврат нерезидентом основного долга по договору займа и процентов по нему (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее – Закон о валютном регулировании).
С 1 июля 2021 года резиденты освобождены от большинства требований по репатриации валютной выручки (Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ).
Требование о репатриации по-прежнему действует в отношении:
- авансов, уплаченных за поставку товаров (работ, услуг) резидентами нерезидентам по внешнеторговому контракту;
- контрактов, предметом которых является поставка сырьевых товаров (перечислены в ч. 8 ст. 19 Закона о валютном регулировании);
- договоров займа (когда резидент предоставляет займ нерезиденту).
Обратите внимание: требования о репатриации отменили как в отношении новых контрактов, которые заключены после вступления поправок в силу, так и в отношении старых контрактов, по которым денежные средства так и не были зачислены на счета резидентов.
Пока существовало требование о репатриации по любым внешнеторговым контрактам, накопилась большая практика привлечения к административной ответственности. Эта практика по-прежнему сохраняет свою актуальность, так как требование о репатриации остается в отношении ряда сырьевых контрактов, авансов и займов.
Наиболее типичные ситуации, когда резидент не может выполнить обязанность по репатриации:
- контрагент не выходит на связь и не платит, хотя сроки уже наступили,
- контрагент заранее просит продлить срок исполнения обязательств — оплаты или поставки товаров.
Как обезопасить себя от претензий со стороны ФНС и ФТС?
- Застраховать риски неисполнения контрагентом обязательств (ч. 4 ст. 19 Закона о валютном регулировании);
- Заранее получить информацию о надежности контрагента и его деловой репутации — через ТПП, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера (Постановление АС Московского округа от 16.10.2017 по делу № А40-66876/17, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2021 по делу № А19-6747/2020);
- Предусмотреть в договоре обеспечение исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера — банковскую гарантию, неустойку, поручительство, залог, задаток (Постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149 по делу № А50-10415/2014, Постановление АС Московского округа от 30.01.2020 по делу № А40-314473/2018);
- Применять формы расчетов, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору — аккредитив, предоплату (Постановление АС Поволжского округа от 30.10.2019 по делу № А12-9516/2019);
- Заблаговременно — до истечения сроков по договору, то есть до совершения нарушения — продлить контрактные сроки получения денег и уведомить об этом банк (Определение ВС РФ от 27.09.2018 № 309-АД18-14388 по делу № А71-11901/2017);
- Вести переписку с контрагентом по факту нарушения обязательств по договору, предъявлять претензии (Постановление АС Северо-Западного округа от 17.05.2019 по делу № А56-110471/2018, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу № А33-5159/2018);
- После ответа на претензию или истечения для срока ответа обратиться в суд с требованиями взыскать с контрагента причитающуюся сумму (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу № А33-5159/2018);
- Получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах, из-за которых не получилось своевременно исполнить обязанность по репатриации (Письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).
С 2018 года снят вопрос о необходимости репатриации валютных займов — теперь валютные займы однозначно подлежат репатриации (Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ).
Старые займы, выданные до внесения поправок, не подпадают под новые требования, если существенные условия таких договоров остаются без изменения. В связи с этим возник вопрос: что считать существенными условиями?
На практике для целей валютного контроля существенными признают условия договоров займа о:
- предмете (деньги, однородные вещи);
- размере (сумме займа, количестве вещей);
- сроке возврата займа (несмотря на то, что ГК РФ позволяет установить срок возврата по требованию кредитора, то есть это не существенное условие);
- размере процентов по займу (приравнивается к существенным);
- другие условия, которые стороны договорились считать существенными.
Учитывайте это, если вносите поправки в ранее заключенные договоры займа.
Рекомендация: без необходимости не меняйте старые договоры займа, тем более если возврат не осуществляется в согласованные сроки.
Как изменилась ответственность за валютные нарушения?
Вместе с частичной отменой требований о репатриации постепенно снижаются и штрафы за нарушения.
Сейчас за несоблюдение требований о репатриации предусмотрены (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ):
- предупреждение; или
- штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки, и (или)
- штраф от 3% до 10% от несвоевременно зачисленной суммы – по рублевым контрактам, от 5% до 30% — по договорам займа, а также контрактам, по которым предусмотрена оплата в валюте.
Административная ответственность возникает, только если обязанность превышает 200 тыс. рублей.
К уголовной ответственности теперь могут привлечь, только если лицо уже привлекалось к административной ответственности (ст. 193 УК РФ). Крупным размером для таких преступлений считаются 100 млн рублей в течение года, особо крупным — 150 млн рублей.
Обратите внимание, что максимальной санкцией по-прежнему остается лишение свободы.
Читайте также
Новые масштабные поправки в реформе контрольно-надзорной деятельности: достигнет ли регуляторная гильотина поставленных целей?
Новый закон о госконтроле еще не успел вступить в силу (с 1 июля 2021 года), как Президент подписал Федеральный закон...
Таможня изменила классификационный код товара: как компании отстоять свои интересы в суде?
Компания ввезла товар, задекларировав его под определенным кодом, однако таможенные органы не согласились с присвоенным кодом. Какие последствия, помимо доначисления...
Бездоговорное потребление электроэнергии. Как снизить суммы, которые требует сетевая организация?
Если сетевая организация обнаружила, что компания использует электроэнергию без договора, то она посчитает неосновательное обогащение расчетным способом. Скорее всего, эта...
Новый порядок налогообложения прибыли КИК: что изменится на практике?
За все иностранные компании (КИК) можно будет платить единый налог – 5 млн рублей. Рассчитывать налог по каждой из них...