Шортрид
Юридические новости и аналитика
для тех, кто ценит время
Юридические новости и аналитика
для тех, кто работает с бизнесом
Пятница, 16 мая, 2025
  • Рубрики
    • Административная ответственность
    • Банкротство
    • Договоры
    • Конкуренция и реклама
    • Земля. Недвижимость
    • Интеллектуальная собственность
    • Корпоративные отношения
    • Личные вопросы
    • Налоги
    • Трудовые споры
    • Процесс
    • Сервисы
  • Новости
  • Аналитика
  • Колумнисты
  • Видео
  • О проекте
Оформить подписку
  • Войти
Шортрид
  • Рубрики
    • Административная ответственность
    • Банкротство
    • Договоры
    • Конкуренция и реклама
    • Земля. Недвижимость
    • Интеллектуальная собственность
    • Корпоративные отношения
    • Личные вопросы
    • Налоги
    • Трудовые споры
    • Процесс
    • Сервисы
  • Новости
  • Аналитика
  • Колумнисты
  • Видео
  • О проекте
Оформить подписку
  • Войти
Шортрид
Нет результатов
Показать все
Нет результатов
Показать все
Главная Конкуренция и реклама

Заказчики и участники госзакупок будут взаимодействовать через ЕИС по единым правилам: с 1 января 2022 года вступят в силу поправки в Закон № 44-ФЗ

17.08.2021
Конкуренция и реклама, Новости
5
1446
Просмотров

С 1 января 2022 года вступит в силу большая часть изменений, касающихся проведения закупочных процедур (Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ). Конкурентных способов закупок станет меньше. Взаимодействие заказчиков и исполнителей контракта будет происходить практически полностью в электронном виде. Требования к составу и содержанию заявок на участие в закупке будут едиными. Какие еще изменения ждут участников закупок?

Рассказывает:

шортрид Ольга Жвирбля

 

Ольга Жвирбля,

консультант Юридической компании «Каменская & партнёры»

 


Основные изменения в Законе № 44-ФЗ, которые вносит Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ:

  • сокращение количества электронных процедур;
  • единые требования к содержанию извещения и документации о закупке, срокам их размещения, к разъяснениям положений документации о закупке, внесению изменений в извещение и документацию о закупке;
  • единые требования к составу и содержанию заявки на участие в закупке;
  • возможность электронной подачи жалобы в антимонопольный орган.

 

Способы определения поставщиков

С 1 января 2022 года сократится количество конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Останутся только:

  • конкурсы — открытые электронные, закрытые электронные, закрытые;
  • аукционы — открытые электронные, закрытые электронные, закрытые;
  • электронный запрос котировок (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ в новой редакции).

Такое сокращение положительно отразится на бизнесе — будет проще разобраться в каждом из способов и меньше шансов запутаться в нюансах.

Требования к участникам закупки

С 1 января 2022 года участниками закупок не смогут быть:

  • офшорные компании,
  • компании, у которых в составе учредителей и участников есть офшорные компании,
  • компании, которыми прямо или косвенно (через несколько юрлиц) больше чем на 10% владеют офшорные компании (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в новой редакции).

Действующая редакция Закона № 44-ФЗ содержит только требование о том, что сам участник закупки не должен быть офшорной компанией.


С 1 января 2022 года участникам закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более 20 млн рублей нужно будет соответствовать дополнительному требованию — иметь опыт исполненного контракта  на сумму не менее 20% от такой начальной цены в течение 3 лет до даты подачи заявки. Это может быть опыт участия в закупках по Закону № 44-ФЗ или заключения договоров в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Правопреемство учитывается. Если по исполненному контракту или договору предъявлялись пени, штрафы или неустойки, они должны быть оплачены.

Это требование серьезно ограничит возможность участвовать в закупках для новых компаний и субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия контракта

С 1 января 2022 года заказчики смогут включать в контракты условие о праве удерживать из суммы оплаты по контракту неуплаченные поставщиком неустойки, штрафы и пени (ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в новой редакции).

Это изменение существенно упростит получение компенсации за неисполнение контракта для заказчиков. В то же время заказчики могут злоупотреблять этим правом. В этом случае существенно вырастет количество исковых заявлений со стороны исполнителей.

На заметку

Минфин еще в 2019 году подтвердил, что у заказчика есть право удерживать неустойки из суммы оплаты, а также право вычитать начисленные штрафы и пени из суммы обеспечения исполнения контракта (Письмо Минфина России от 20.12.2019 № 24-03-07/1000017). Правда, сейчас заказчики взыскивают неустойки, штрафы и пени с подрядчиков все-таки в судебном порядке. Практика обычно складывается в пользу заказчиков. Однако подрядчик может отстоять свои интересы в суде, если докажет, что не смог исполнить обязательства по контракту по вине заказчика (Определение ВС РФ от 02.10.2020 № 305-ЭС20-15405 по делу № А40-124775/2019).


Извещение о закупке

Для всех конкурентных процедур будут действовать единые правила по внесению изменений в извещение о закупке. Изменения будут публиковать не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Нельзя менять наименование объекта закупки и увеличивать размер обеспечения заявок. После внесения изменений в извещение срок подачи заявок на участие в закупке продлевается (ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в новой редакции).

Еще появятся единые правила направления поставщиками запросов о даче разъяснений и публикации заказчиками ответов на них (ч. 5 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в новой редакции).

Заявка на участие в закупке

В ст. 43 новой редакции Закона № 44-ФЗ будет определен исчерпывающий перечень информации и документов, которые должен представить участник закупки в рамках заявки, чтобы претендовать на победу.

 

Электронный аукцион

Изменяется порядок проведения электронного аукциона (ст. 49 Закона № 44-ФЗ в новой редакции). Сначала будет подача ценовых предложений, а затем — рассмотрение заявок участников.

Сейчас участники подают заявки, состоящие из 2 частей. После окончания подачи заявок комиссия заказчика рассматривает 1-е части заявок на соответствие аукционной документации (ст. 67 Закона № 44-ФЗ). Далее участники, заявки которых соответствуют требованиям документации, вправе принять участие в электронном аукционе. По окончании такого аукциона оператор электронной площадки размещает на электронной площадке протокол и направляет заказчику 2-е части заявок участников, чьи ценовые предложения при ранжировании получили первые 10 порядковых номеров (ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Заказчик рассматривает 2-е части заявок участников на соответствие аукционной документации до принятия решения о соответствии первых 5-ти заявок (ст. 69 Закона № 44-ФЗ). Участник закупки, который предложил наиболее низкую цену, если его заявка на участие в электронном аукционе соответствует требованиям, признаётся победителем аукциона. С ним заключают контракт.

На заметку

Нововведения вряд ли помогут уменьшить количество сговоров на торгах. При проведении процедуры подачи ценовых предложений по-прежнему возможно применение недобросовестными участниками распространенной тактики «таран». Ее суть заключается в следующем.

Три компании, вступившие в сговор, подают заявки на участие в электронном аукционе. В ходе электронных торгов две компании, используя специальную программу, позволяющую делать ставки на аукционе максимально быстро, занижают цену до демпинговой (бросовой). Добросовестные участники утрачивают интерес к торгам, после чего третий участник сговора на последних секундах аукциона делает ставку незначительно ниже начальной (максимальной). Затем первые два участника сговора отказываются от заключения контракта или их отстраняют за ошибки или несоответствие требованиям документации, и третья компания, участвовавшая в сговоре, получает контракт по высокой цене, незначительно отличающейся от начальной максимальной цены.

Тактика «таран» давно известна антимонопольным органам.  Уже наработаны механизмы выявления, а также пресечения таких недобросовестных действий. При установлении сговора по схеме «таран» антимонопольный орган обращает внимание на:

  • нетипичное поведение участников закупок,
  • аффилированность участников,
  • один IP-адрес участников аукциона.

 

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ


Заказчик проводил электронный аукцион. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе было допущено 5 заявок. Согласно протоколу проведения электронного аукциона, участник № 3 снизил цену на 0,03% от начальной; участник № 5 – на 2,2%; участник № 1 – на 4,81%; участник № 2 – на 30,76%; участник № 4 – на 34,8%. Впоследствии заявки участников № 2 и № 4 отклонили за несоответствие требованиям, установленным в аукционной документации в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.

Заявляя о наличии сговора между участниками № 1, 2 и 4 остальные участники обратились с жалобами в антимонопольный орган.

Антимонопольный орган принял решение о том, что участники № 1, 2 и 4, участвуя в электронном аукционе, заключили устное картельное соглашение, применили схему «таран», и признал это нарушением п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Суды поддержали решение антимонопольного органа.


Определение ВС РФ от 08.06.2021 № 304-ЭС21-6825 по делу № А75-5500/2020

Исполнение контракта

При исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур исполнитель по контракту обязан будет разместить в ЕИС документ о приёмке. Требования к информации, которая должна быть в этом документе, перечислены в п. 1 ч. 13 ст. 94 новой редакции Закона № 44-ФЗ. В течение часа с момента размещения документ о приемке направляется заказчику. Датой приемки считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.

Стороны контракта будут обмениваться документами через ЕИС путем направления электронных уведомлений.

Отказ от контракта

Ч. 12.1 и ч. 12.2 ст. 95 новой редакции Закона № 44-ФЗ описывают алгоритм действий заказчика, который хочет в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных и закрытых процедур.

Новые ч. 14.1 и ч. 14.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ определяют порядок отмены заказчиком решения об отказе от исполнения контракта.

Правила, которые должен будет соблюдать исполнитель по контракту, принявший решение об одностороннем отказе, изложены в ч. 20.1 и ч. 20.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В случае отмены исполнителем по контракту не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, нужно будет руководствоваться ч. 22.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также

Основные законы для бизнеса, которые Президент подписал в июле 2021 года

16.07.2021
903
Новости

В начале июля 2021 года Президент подписал сразу 128 законов. Многие из них имеют узкую направленность, но некоторые касаются практически...

ПодробнееDetails

Победителю закупки, уклонившемуся от заключения контракта, пришлось возместить заказчику разницу в цене

06.08.2021
320
Конкуренция и реклама

Победитель закупки, уклонившийся от заключения контракта, рискует не только остаться без обеспечения и попасть в Реестр недобросовестных поставщиков, но и...

ПодробнееDetails

Новые масштабные поправки в реформе контрольно-надзорной деятельности: достигнет ли регуляторная гильотина поставленных целей?

20.07.2021
1672
Административная ответственность

Новый закон о госконтроле еще не успел вступить в силу (с 1 июля 2021 года), как Президент подписал Федеральный закон...

ПодробнееDetails

Судебные расходы: какие позиции стоит взять на вооружение, прежде чем пойти в суд?

23.07.2021
3153
Процесс

В последнее время наметились положительные тенденции в практике по взысканию судебных расходов. Заявителям удавалось взыскать расходы на юристов, работающих на...

ПодробнееDetails
Теги: 44-ФЗгосзаказчикгосконтрактзаказчикзакупкишортрид
Предыдущий

Как проверить, что контрагент не банкротится, и какие условия включить в договор для подстраховки?

Следующий

Должника ликвидировали. Какие есть способы взыскать его долги с учредителей?

ШОРТРИД В СОЦСЕТЯХ

Чтобы не пропустить новую статью, подписывайтесь на ШОРТРИД в соцсетях:

КОЛУМНИСТЫ

Николай Андрианов

#Николай Андрианов о договорах подряда

Читать статьи >>
Наталья Аникина

#Наталья Аникина о деликтах

Читать статьи >>
Калой Ахильгов

#Калой Ахильгов об уголовном процессе

Читать статьи >>
Роман Бевзенко

#Роман Бевзенко о гражданском праве и не только

Читать статьи >>
Арина Ворожевич

#Арина Ворожевич о товарных знаках

Читать статьи >>
Александр Кузнецов

#Александр Кузнецов о корпоративном праве

Читать статьи >>
Андрей Чумаков

#Андрей Чумаков об ограничении ответственности в M&A сделках

Читать статьи >>

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ

Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
ПОДПИСАТЬСЯ
Спасибо за подписку.
Одно или несколько полей содержат ошибку. Пожалуйста проверьте и попробуйте снова.
При отправке запроса произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте позже.

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Роман Бевзенко главный редактор ШОРТРИД

Роман Бевзенко:

«Мы отбираем самые важные юридические новости и приглашаем коллег объяснить простым языком сложные правовые вопросы»
читать >>

ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

Вы можете задать вопросы, и мы подготовим ответы на самые интересные из них

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Шортрид

Правовые новости и аналитика
для тех, кто ценит время

Обзор по рубрикам

  • Административная ответственность
  • Банкротство
  • Договоры
  • Конкуренция и реклама
  • Земля. Недвижимость
  • Интеллектуальная собственность
  • Корпоративные отношения
  • Личные вопросы
  • Налоги
  • Трудовые споры
  • Процесс
  • Сервисы

Популярные новости

ВС указал, когда при банкротстве нельзя оспорить денежные переводы между супругами на семейные нужды

Обязательные отчисления и новые запреты в интернет-рекламе: что изменить бизнесу?

Взыскание гарантийного удержания по договору подряда: как складывается судебная практика?

ВС указал, когда юристы могут сами обращаться за взысканием судебных расходов вместо клиентов

Юридические мероприятия в мае

Антимонопольные нарушения: ВС опубликовал обзор судебной практики о привлечении к административной ответственности

  • О проекте
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
  • Правила использования материалов
  • Пользовательское соглашение

© 2025 Шортрид. By Octoweb.

Добро пожаловать на ШОРТРИД!

Забыли пароль?

Заполните форму ниже для регистрации

*Регистрируясь на сайте, я принимаю Политику конфиденциальности.
Все поля обязательны Войти

Восстановить пароль

Введите логин или e-mail, чтобы сбросить пароль

Войти

  • Войти
  • Корзина
  • Рубрики
  • Новости
  • Аналитика
  • Колумнисты
  • Видео
  • О проекте
  • Установить приложение
  • Оформить подписку

© 2025 Шортрид. By Octoweb.

Мы используем файлы куки. Чтобы продолжить использовать сайт прочтите и примите наши условия.