Мораторий на плановые проверки продлили на 2023 год, но несколько исключений оставили. Ограничения на проведение внеплановых проверок будут также действовать в 2023 году, хотя изначально это не планировалось. Кого в итоге смогут проверять в 2023 году? Стоит ли соглашаться на профилактический визит вместо проверки? Обязательно ли досудебное обжалование решений контролирующего органа?
Рассказывает:
Азат Ахметов,
адвокат, советник Orchards
В 2022 году был введен мораторий на плановые проверки на основании Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». В этом же документе содержались ограничения на проведение внеплановых проверок. Например, для некоторых таких проверок требовалось согласование от прокуратуры.
Затем 1 октября 2022 года в данное постановление внесли существенные дополнения: мораторий на плановые проверки продлили на 2023 год (Постановление Правительства от 01.10.2022 № 1743). По поводу внеплановых проверок в этом документе ничего не говорилось. Поэтому планировалось, что с 2023 года внеплановые проверки начнутся в обычном режиме. Однако под конец года Правительство продлило на 2023 год еще и ограничения на внеплановые проверки (Постановление Правительства от 29.12.2022 № 2516).
Плановые проверки
Мораторий на плановые проверки и контрольные (надзорные) мероприятия продлили на 2023 год. Но также сделали исключения. Так, в 2023 году проверки по-прежнему будут включать в план в отношении:
- тех, кто отнесен к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска,
- опасных производственных объектов II класса опасности,
- гидротехнических сооружений II класса (п. 11(3) Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336).
Всего установлено шесть категорий риска объектов контроля (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», далее – Закон № 248-ФЗ). Из них три категории — умеренного, среднего и значительного риска — освобождены от плановых проверок в 2023 году (в отношении шестой категории – категории низкого риска плановые проверки в принципе не проводятся).
Объекты чрезвычайно высокого и высокого риска, в отношении которых будут проводиться плановые проверки в 2023 году, представляют собой небольшую часть российского бизнеса. Поэтому у большинства компаний и предпринимателей в 2023 году плановые проверки не будут проводить.
На заметку
До 31 декабря 2024 года не будут проводить плановые проверки у аккредитованных IT-компаний (ст. 26.4 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Закон № 294-ФЗ).
В планы на 2023 год также не включаются плановые проверки в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. В отношении них могут провести профилактический визит, от которого нельзя отказаться (п. 11(4) Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336).
Если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска (ч. 4 ст. 24 Закона № 248-ФЗ). Узнать, к какой категории риска относится организация или предприниматель, как правило, можно у контролирующего органа (можно направить запрос или посмотреть в реестре, если он размещен в интернете), а также в Едином реестре проверок.
Кого будут проверять в плановом режиме?
Мораторий на проверки в 2023 году (как и в 2022 году) распространяется только на контрольные мероприятия, регулируемые:
- Законом № 248-ФЗ, и
- частично Законом № 294-ФЗ.
По общему правилу проверки регламентируются новым Законом № 248-ФЗ. При этом до 31 декабря 2024 года в отношении отдельных видов государственного контроля все еще действует старый Закон № 294-ФЗ. Например, он распространяется на миграционный контроль, контроль за гособоронзаказом, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (ст. 26.3 Закона № 294-ФЗ).
Между тем, имеются виды государственного контроля, которые не попадают под регулирование Закона № 248-ФЗ. Соответствующие исключения указаны в ч. 4 и ч. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ. Всего предусмотрено 42 вида: среди них — налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль за деятельностью кредитных организаций, контроль в сфере госзакупок, лесная охрана, контроль за легализацией. На эти виды контроля мораторий на плановые проверки не распространяется.
Кроме того, мораторий на определенный вид проверки может быть установлен отраслевым регулированием. Так, например, до 31.12.2022 было приостановлено проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства (Постановление Правительства от 28.05.2022 № 977).
Внеплановые проверки в 2023 году
В 2023 году внеплановые проверки будут проводиться в таком же ограниченном режиме, как и в 2022 году.
На заметку
Изначально, когда Правительство утвердило Постановление от 01.10.2022 № 1743, в нем ничего не было сказано о продолжении действия ограничений на внеплановые проверки. Более того, в ноябре Министр экономического развития Решетников М.Г. высказал позицию о нецелесообразности продления моратория на проведение внеплановых проверок на 2023 год. В связи с этим Минэкономразвития даже выпустило Письмо от 15.11.2022 № Д24и-37133, в котором было указано, что с 1 января 2023 года при проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий будет действовать общее регулирование Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Но в конце декабря 2022 года Правительство все-таки продлило мораторий на внеплановые проверки. То есть внеплановые проверки будут проводить с теми же ограничениями, которые действовали в 2022 году. Плюс одно новшество – проверка по согласованию с прокуратурой возможна при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в любой сфере. Раньше речь шла только об объектах чрезвычайно высокого и высокого рисков и некоторых других (абз. 5 подп. «а» п. 3 Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336).
В 2023 году внеплановые проверки и другие мероприятия допускаются:
⇒ при согласовании с прокуратурой:
- при угрозе причинения или по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при угрозе или по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
- при угрозе или по фактам возникновения ЧС природного или техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- если нужно провести внеплановые выездную проверку или инспекционный визит в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС природного и техногенного характера. Они проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной информации;
- по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС по проверкам за контрольно-кассовой техникой;
- по решению руководителя (заместителя) службы занятости в случае поступления от работников обращений, содержащих сведения о массовых (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях, связанных с полной или частичной невыплатой зарплаты свыше одного месяца;
⇒ без согласования с органами прокуратуры:
- по поручению Президента, Председателя Правительства;
- по поручению Заместителя Председателя Правительства, согласованному с Руководителем Аппарата Правительства;
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- при наступлении события, указанного в программе проверок (строительный, экологический надзор, охрана объектов культурного наследия, обращения лекарственных средств);
- при представлении документов об исполнении предписания в целях получения или возобновления ранее приостановленной лицензии, аккредитации;
- при получении лицензии или другого разрешения;
- в рамках регионального лицензионного контроля за управляющими компаниями в случае поступления жалоб граждан;
- при поступлении в контрольный (надзорный) орган в области производства и оборота этилового спирта материалов документов о преступлении или при проведении оперативно-разыскных мероприятий изъятия этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Налоговые проверки
Выездные и камеральные налоговые проверки по-прежнему будут проводить. На них не распространяется мораторий, поскольку они не попадают под регулирование Закона № 248-ФЗ.
Исключение – проверки аккредитованных IT-компаний. Выездную проверку в такой организации смогут провести только с разрешения вышестоящего налогового органа. Это правило будет действовать до 3 марта 2025 года (письма ФНС от 15.04.2022 № ЕД-18-2/882@ и от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).
Профилактические визиты
Мораторий распространяется только на контрольные мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Это контрольные закупки, мониторинговые закупки, выборочный контроль, рейдовый осмотр, инспекционный визит, выездные и документарные проверки (ч. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
А вот профилактические и контрольные мероприятия без взаимодействия не запрещены. При этом стало заметно, что контрольные органы пытаются все чаще подменять проверки профилактическими визитами.
Профилактические визиты могут быть обязательными и необязательными (п. 1 Постановления Правительства от 01.10.2022 № 1743). По общему правилу можно отказаться от обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган за три рабочих дня до даты его проведения (ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ). Профилактические визиты проходят в виде беседы по месту деятельности контролируемого лица либо с помощью видеоконференции (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ). Муниципальные органы не вправе проводить профилактический визит.
Также можно самостоятельно инициировать проведение профилактического визита. Например, если в отношении организации запланирована плановая проверка. Если обращение поступит за два месяца до даты начала проверки, контрольный орган включит профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2023 год. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до проверки, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования (п. 11(3) Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336). Также обратиться за профилактическим визитом можно через Госуслуги.
По результатам визита проверяющие не будут назначать штрафы. Но если при проведении профилактического визита будет установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям или такой вред причинен, то инспектор незамедлительно направит информацию об этом уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении проверки (ч. 9 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).
Если профилактический визит провели в течение 3 месяцев до даты проведения проверки, контрольный орган вправе принять решение об исключении проверки из плана (абз. 3 п. 11.3 Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336).
Что делать, если проверка проводится без достаточных оснований?
Главное средство защиты контролируемого лица – обжалование решений и действий контролирующего органа.
С 2023 года обжаловать решение, действия или бездействие должностных лиц нужно сначала в вышестоящий орган. Подать жалобу в суд без досудебного обжалования нельзя. Исключение предусмотрено только для обжалования физлицами, которые не ведут предпринимательскую деятельность (ч. 2 ст. 39 Закона № 248-ФЗ). До 2023 года обязательное досудебное обжалование предусмотрено только для отдельных видов государственного контроля (Постановление Правительства от 28.04.2021 № 663).
Жалобу на решение, действия или бездействие можно подать в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалобу на предписание можно подать в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания. Законом также предусмотрена возможность приостановить обжалуемое решение (ч. 5, 6 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).
Читайте также
Правительство ограничило плановые и внеплановые проверки бизнеса
Чтобы помочь бизнесу в условиях санкций, правительство принимает дополнительные меры поддержки, одна из которых - ограничения на проведение проверок. Так,...
Проверки правоохранительных и налоговых органов: как организовать работу, чтобы снизить риски?
Как вести себя, получив запрос от налоговых или правоохранительных органов? Как директору организовать работу компании, чтобы не отвечать за действия...
Компания обрабатывает персональные данные. Как подготовиться, если ФСБ придет с проверкой?
Для кого сейчас и в ближайшем будущем будут актуальны проверки ФСБ? Как подготовиться к проверке и какие документы нужно оформить?...
Экологические нарушения: как пройти проверку Росприроднадзора и избежать ответственности?
Административная ответственность за экологические правонарушения грозит компании не только серьезным штрафом, но и последующими многомиллионными исками о возмещении вреда окружающей...