Как понять, требуется ли получать чье-то согласие на использование объекта культуры? Например, в рекламе, на сайте, в интерьере заведения. В каких случаях? Как определить, у кого именно нужно получать согласие? Есть ли открытые реестры, которыми можно воспользоваться, чтобы определить, относится ли объект культуры к объектам культурного достояния, музейным предметам?
Рассказывает:
Майя Саблина,
к.ю.н., основатель Лаборатории права Майи Саблиной, автор телеграм-каналов Pro IP, Защита креатива и IP Family
В ряде случаев объект, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности (РИД), может являться объектом музейного фонда. Например, в результате дарения музею картины. Это накладывает дополнительные ограничения на использование такого РИД.
Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц (ст. 53 Основ законодательства РФ о культуре, утв. ВС 09.10.1992 № 3612-1).
На использование музейных предметов и музейных коллекций нужно получать согласие дирекции музеев (ст. 36 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).
Например, в одном деле ИП использовал изображение с картины Томаса Гейнсборо «Дама в голубом» в качестве эмблемы своего магазина дизайнерской одежды, на сайте, а также на двери магазина. ФГБУК «Государственный Эрмитаж» потребовал прекратить коммерческое использование, поскольку картина входит в государственную часть Музейного фонда РФ и используется без согласия. Суды удовлетворили это требование (дело № А63-18468/2012).
Причина такой «многоуровневости» правового регулирования кроется в том, что РИД не тождественен объекту материального мира, в котором он выражен (п. 1 ст. 1227 ГК). Поэтому отдельно требуется получать согласие обладателя исключительного права на РИД, отдельно – согласие владельца объекта музейного фонда.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Музей архитектуры им. Щусева продавал сувениры с изображением картин художника Дейнеки. Эти же изображения он использовал в анонсах выставки картин Дейнеки на сайте и в бумажных буклетах. Наследники художника потребовали компенсацию за использование картин без их согласия.
Первая инстанция удовлетворила иск. Апелляция отменила решение и взыскала компенсацию в меньшем размере. Во-первых, она решила, что в некоторых случаях в буклетах были соблюдены правила цитирования и согласие не требовалось. Во-вторых, одна из картин находилась в государственной собственности, входила в состав Музейного фонда РФ, право на использование было получено от ГБУ Ивановской области «Ивановский областной художественный музей», где находится произведение. Кассация согласилась с апелляцией.
Коллегия ВС отменила судебные акты и отправила дело на новое рассмотрение. Она указала, что нахождение произведения в государственной собственности само по себе не означает право Ивановского областного художественного музея выдавать разрешения на использование изображения этого произведения для создания сувенирной продукции без разрешения правообладателей, без заключения лицензионного договора и без выплаты вознаграждения.
Лицо, планирующее использовать музейный предмет, должно установить, кому именно принадлежит исключительное право на РИД, выраженный в нем. Если музею оно не перешло, то потребуется заключить отдельный лицензионный договор с обладателем исключительного права.
Так, наследник скульптура Вучетича (автор произведения «Родина-мать зовет») оспорил предоставление правовой охраны товарному знаку с изображением этого произведения, несмотря на то, что заявитель получил согласие уполномоченных организаций на использование в средстве индивидуализации этого объекта культурного наследия (Решение СИП от 13.04.2023 по делу № СИП-38/2022). Дело в том, что помимо публичного ограничения для регистрации товарного знака, предусмотренного в п. 4 ст. 1483 ГК, гражданское законодательство защищает интересы правообладателей, запрещая в подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК использование в заявляемом обозначении чужих объектов авторского права
Если бы исключительное право перешло к музею, то он бы мог давать согласие и на использование РИД, и на использование объекта музейного фонда.
Как узнать, кто правообладатель музейного объекта?
Как узнать, является ли объект объектом культурного наследия, входит ли он в состав музейного фонда и, если да, то какого?
На практике такой поиск предполагает определенные сложности. В одном деле именно сложностью поиска суд первой инстанции мотивировал свое решение об отказе в удовлетворении исковых требований музея-заповедника о запрете реализовывать издание с изображениями архитектурных объектов, находящихся на территории этого музея. Однако кассация этот вывод не поддержала (Постановление СИП от 09.06.2018 по делу № А40-256706/2016).
Начиная поиск, в первую очередь стоит обратиться к Государственному каталогу Музейного фонда РФ. Это ресурс, который содержит уже более 40 млн объектов (при этом работы по его наполнению еще не завершены). Пользователям предлагается удобная классификация по объектам: живопись, графика, скульптура и др. с возможностью поиска по ключевым словами. Например, можно выбрать раздел «Живопись», в поисковой строке ввести «Девочка на шаре» и система выдаст всё, что соответствует указанному запросу. В данном случае это 5 работ, одна из которых принадлежит Пабло Пикассо. Нажав на нее, мы получим краткие сведения и узнаем, в каком музейном фонде она находится.
Поиск работает несовершенно, в каталог могут быть включены не все объекты и база ограничена тем, что содержится в российских музейных фондах. Поэтому стоит использовать альтернативные варианты и прибегнуть к свободному поиску в интернете как с использованием текстового запроса, так и через поиск по изображениям.
Чек-лист
Если вы обнаружили, что объект является объектом музейного фонда, то для его правомерного использования необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- обратитесь к дирекции музейного фонда с запросом о возможностях и условиях использования объекта для ваших целей;
- установите, кому принадлежит исключительное право на РИД, воплощенный в данном объекте. Для этого запросите документы, опосредующие приобретение музеем интересующего вас объекта;
- если исключительное право к музею не перешло, обратитесь к правообладателю или его наследникам для заключения лицензионного соглашения. Обратите внимание: ваши планы по использованию могут попадать под случаи свободного использования, когда согласие получать не нужно (ст. 1273-1278 ГК). Например, вы пишете рецензию на картину и для наглядности разбора вставляете в текст ее изображение (только не забудьте указать автора и источник заимствования).
Читайте также
Описательные и фантазийные товарные знаки: когда СИП обяжет Роспатент зарегистрировать обозначение?
В последнее время Роспатент предъявляет повышенные требования к обозначениям, которые заявляют для регистрации в качестве товарных знаков. Распространенное основание для...
Публичное имущество, изъятое из оборота (публичные вещи): ответы на самые популярные вопросы. Колонка Романа Бевзенко
Правовой режим публичных вещей регулируется не частным правом, а публичным. Это означает, что многие привычные правовые конструкции, закрепленные в ГК,...
Для чего нужна регистрация товарного знака и что делать, если конкурент зарегистрировал его первым?
Регистрация товарного знака – довольно трудоемкая задача, которую бизнес нередко предпочитает откладывать «на потом». Насколько рискованно вкладываться в раскрутку бренда...
Различительная способность товарного знака: какие обозначения получится зарегистрировать, а какие – нет?
Почему Роспатент может отказать в регистрации товарного знака? Одна из самых распространенных причин – недостаточная различительная способность обозначения. Кстати, этот...
Личные фонды. Как с их помощью можно сохранить бизнес и имущество?
С марта 2022 года действуют поправки ГК о создании личных фондов, с помощью которых можно при жизни передать бизнес-активы и...